Тема 2.
Правовое положение лиц, отбывающих наказание

  1. Исполнение (отбывания) наказания и применение исправительного воздействия.
  2. Исправительное воздействие на осужденных.
  3. Понятие и содержание правового положения (статуса) лиц, отбывающих наказание.
  4. Закрепление правового положения лиц, отбывающих наказание, в законодательстве.
  5. Правовая и социальная защита лиц, отбывающих наказание.
  6. Дисциплинарная, уголовная и материальная ответственность лиц, отбывающих наказание.
  7. Значение изучения личности осужденного.

1. Исполнение (отбывания) наказания и применение исправительного воздействия

Сущностью и содержанием наказания является особая форма государственного принуждения (кара), поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 УИК) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином “исполнение” употребляет термин “отбывание” наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин “исполнение” наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовать весь комплекс правоограничении, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин “отбывание” наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания (ч. 2 ст. 10 УИК). Применение этих правоограничений — не самоцель, их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указанные правоогра-ничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения и ограничения прав присуща исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания.

2. Исправительное воздействие на осужденных

При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления (ч.2 ст. 2, ч. 2 ст. 9 УИК): установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд осужденных, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказании, т.е. в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, проводимому, например, в учебных заведениях, в воинских частях и т. д.

Объем и характер средств исправления зависит от вида исполняемого наказания (ч.3 ст. 9 УИК). Даже при исполнении различных видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, исправительное воздействие на осужденных отличается по своему содержанию. При исполнении ареста осужденные не привлекаются к общему и профессиональному образованию (ч. 2 ст. 69 УИК), а трудовая деятельность их ограничивается хозяйственным обслуживанием арестного дома без оплаты труда. С осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы (ст. 126-127 УИК), не предусматривается проведение воспитательной работы. При исполнении лишения свободы на определенный срок средства исправления осужденных применяются в полном объеме. При исполнении исправительных работ можно говорить о применении лишь отдельных элементов такого воздействия.

Исправительное воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к лишению свободы, представляющие наибольшую опасность для общества и запущенные в социально-нравственном отношении. Особенности объекта определяют направленность исправительного воздействия - не только формирование личности гражданина, но и его исправление.

Под средством исправительного воздействия на осужденных следует понимать те меры, которые используются в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания для решения целей уголовного наказания.

Закон определяет исправление осужденного как формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития. Закон определяет и основные средства исправления осужденных.

Такими средствами являются:

Выбор указанных средств отражает принцип соединения наказания с исправительным воздействием на осужденных.

Основные средства исправительного воздействия на осужденных имеют неодинаковую природу. Режим в своей основе является правовой категорией. В нем особенно рельефно выражены карательная сущность уголовного наказания, хотя режим имеет и определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к порядку, дисциплине, организованности.(см. далее)

Общественно–полезный труд - категория экономическая, но используемая в воспитательных, педагогических целях. Причем интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Воспитательная работа и общественное воздействие – категории педагогические, нравственные, это собственно воспитательные средства исправления осужденных. Общеобразовательная и профессиональная подготовка широко применяется в исправительных учреждениях. Обучение в школе для лиц, не имеющих среднего образования, является обязательным. Осужденные могут обучатся в средней школе, если такая школа имеется в исправительном учреждении. В порядке исключения осужденные могут обучатся в заочных, высших и средних специальных учебных заведениях.

Профессиональное обучение, профессиональная подготовка являются обязательными для лиц, не имеющих специальности. Отношение осужденного к учебе является одним из критериев при определении степени его исправления.

Все средства исправительного воздействия применяются в отношении всех осужденных, однако соотношение средств, их конкретное применение должны быть строго индивидуализированы в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного ими преступления, личности осужденного, а также его поведения в процессе отбывания наказания. Индивидуализация применения основных и иных средств (работа различных самодеятельных организаций и т.д.) исправительного воздействия проводится строго в рамках закона.

Индивидуализация исполнения наказания означает:

Но для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию исполнения наказания, необходимо хорошо знать личность осужденного и учитывать ее особенности (возраст, пол, наличие прежней судимости, уровень образования, специальность, поведение осужденного, его симпатии и антипатии, склонности и т.д.).

Способы изучения личности осужденных применяются самые различные. Это и изучение личных дел осужденных, справок на осужденных, оставляемых следователями, которые вели уголовные дела, личное общение с осужденными, беседы с ними, общение с родственниками осужденных, использование оперативных сил и средств и т.д.

Основанием для применения к осужденным исправительного воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 7 УИК). Поэтому исправление осужденных возложено на уполномоченные на это государственные учреждения и органы, а участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях, как правило, обязательно. Наконец, исправительное воздействие реализуется в рамках, установленных нормами уголовно-исполнительного права.

Вместе с тем исправительное воздействие основывается на принципах и методах общей и исправительной педагогики. Поэтому принципы исправления, система мер воспитания имеет единое с общей педагогикой содержание.

3. Понятие и содержание правового положения (статуса) лиц, отбывающих наказания

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, может быть охарактеризовано через социально-правовое назначение, понятие и содержание данного института.

Социально-правовое назначение определяется тем, что лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, приобретают определенное правовое положение (статус).(см. далее)

Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции являются высшей ценностью. Это обусловливает предъявление особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положения осужденных создает гарантию обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь - исправления осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.

Социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказания, проявляется также в готовности России выполнять взятые на себя международные обязательства. В числе документов, содержащих такие обязательства, следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ( 1955 года ), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка ( 1979 года ), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 года ), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила ( 1985года ), Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ( 1950 года ), Европейскую Конвенцию по предотвращению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания ( 1987 года ), Европейские тюремные правила.

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и закрепляемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания, определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.(см. далее)

Правовой статус лиц, отбывающих наказания исходит из положения, что лица, отбывающие уголовное наказание, являются гражданами государства, они не лишаются гражданства и не исключаются из числа членов общества. Следовательно, осужденные обладают правами и свободами человека и гражданина, которые предоставляет им Конституция РФ.

При применении наказаний, связанных с изоляцией от общества, учитывается и такой фактор, как физический характер изоляции, но не изоляции морально-политической. Осужденные не лишаются связей с миром, семьями и обществом. Наоборот, эти связи всячески поощряются и используются как средство исправления осужденных.

Общепринято выделение трех видов правового статуса личности:

Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь, подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний.

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В ст.6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Исходя из этого, в Законе Российской Федерации “О гражданстве Российской Федерации” от 28 ноября 1991 г. не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 названного Закона отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Сохранение гражданства лиц, совершивших преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Его значение выражается в том, что оно повышает воспитательный потенциал наказания и способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо ее нарушение неизбежно связано с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнитель-ного права значительное число отношении, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, например, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Российской Федерации “Об оружии”), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы (ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.).

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уголовного наказания. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

Социально-правовое значение прав осужденных заключается в обеспечении режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеологически и организационно, способствуют исправлению осужденного. Напротив, права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ними и обществом, препятствуют выполнению поставленных перед наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя:

во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными 6лагами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом;

во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотношении;

в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права.

В ст. 48 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорскою надзора, международного, судебного, ведомственного, общественного и иных форм контроля.

На основании изложенного субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый элемент выражается в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (например, получение дополнительных посылок, передач и т. д.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь одновременно как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.п.).

Для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит оценка поведения осужденного персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, судом и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность ходатайствовать перед указанными управомоченными субъектами об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. Однако такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужденного.

Таким образом, законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Они могут быть разделены на три группы:

Социально-правовое значение обязанностей заключается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения закона поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действии — с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

4. Закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в законодательстве

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил требования к источникам ограничений прав человека и гражданина исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина нормативно-правовыми, в том числе ведомственными актами. Тем более, они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание. Вся деятельность персонала по обращению с осужденными должна строиться на неуклонном соблюдении закона.

Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации: уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав гражданина в условиях отбывания наказания и одновременно гарантией соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения защиты строго определенного круга социально-политических ценностей: основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законодательно закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Таким образом, осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против государственных интересов, находятся под защитой, прежде всего, государства, это не исключает защиту с помощью общественных, правозащитных организаций. Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами.

Права и обязанности осужденных можно подразделять на две группы:

  1. права и обязанности общие для всех граждан Российской Федерации.
  2. права и обязанности специальные, т.е. характерные только для лиц, отбывающих наказание.

Причем объем этих прав и обязанностей может меняться в зависимости от поведения осужденного.

Общие права и обязанности регламентированы административным трудовым и иным законодательством, а специальные – уголовно-исполнительным законодательством.

Общие права осужденных можно разделить на конституционные и гражданские. Большим ограничениям подвергается первая группа, меньшим – вторая.

Что касается гражданских прав, то они мало подвержены ограничениям. Осужденные продолжают оставаться правоспособными и дееспособными лицами, а имеющиеся ограничения в этом плане вытекают из характера того вида наказания, которое они отбывают. Так, осужденным к лишению свободы запрещены гражданско-правовые сделки с имуществом, находящимся при осужденных Устанавливается также, что при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Источниками ограничении правового статуса осужденных являются нормы государственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В качестве примера следует привести ограничение в избирательных правах лиц, лишенных свободы, предусмотренное в ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных устанавливаются уголовным законодательством. Так, например, в ч. 2 ст. 51 УК установлено, что из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 %.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством (например, установление цензуры корреспонденции и обыска в исправительных учреждениях).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не бесправны по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенность личности и жилища, частной жизни, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.

5. Правовая и социальная защита лиц, отбывающих наказания

В нормах гл. 2 Уголовно-исполнительного кодекса впервые закреплена развернутая система субъективных прав и юридических обязанностей осужденных. В наименованиях ст. 11 и 12 УИК они названы основными обязанностями и основными правами осужденных. Закрепленные в ст. 13, 14 и 15 права осужденных на личную безопасность, свободу совести и обращения с заявлениями, предложениями и жалобами представляют собой элементы тех же самых основных прав осужденных.

Содержание основных обязанностей и основных прав сформировано исходя из их значимости, степени универсальности, а также общности для различных видов уголовного наказания.

К категории основных в ст. 11 УИК отнесены обязанности, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или создают условия для деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания. В их числе можно назвать обязанности по выполнению требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Речь идет, прежде всего, о соблюдении положений УИК, а также принятых в соответствии с ним, например. Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст.82 УИК), Правил отбывания уголовных наказаний военнослужащими осужденными (ст. 5 УИК) и т.д. Соответственно на осужденных возлагается обязанность выполнения основанных на законе требований администрации учреждении и органов, исполняющих наказания.

Среди основных — обязанности по исполнению принятых в обществе правовых и моральных стандартов поведения. В их числе обязанности граждан России, принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Сюда же входит обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, другим осужденным, иным лицам, посещающим учреждения и органы, исполняющие наказания.

Указанные в ст. 11 УИК обязанности осужденных не являются исчерпывающими, так как они в большей части закреплены в нормах Особенной части УИК применительно к конкретным видам уголовных наказаний.

К основным закон относит следующие права осужденных.

Право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, об условиях отбывания наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Законом гарантировано право на вежливое обращение со стороны персонала, что в сочетании с ч. 1 ст. 11 УИК, устанавливающей обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, образует правовой режим взаимоотношений между осужденными и персоналом во время отбывания наказания. Кроме того, осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к лицам, отбывающим наказания могут быть применены не иначе как на основании закона.

Право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в межгосударственные органы (например, Комиссии и Комитеты ООН по защите прав и свобод человека). Реализация данного права раскрыта в ст. 15 УИК, устанавливающей порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами в двух формах:

  1. осужденные к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни направляют свои обращения только через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания;
  2. осужденные к иным видам наказаний направляют свои обращения самостоятельно.

Соответственно на администрацию указанных в п. 1 учреждений и органов возлагаются обязанности по доведению обращений осужденных до конкретных адресатов. Одновременно приостанавливается цензура обращений осужденных, если последние направлены в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания.

Право обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, дачи официальных объяснений и переписки на государственном языке Российской Федерации или ее субъектов по месту отбывания наказания.

Пользование осужденными родным языком данной статьей не гарантировано, так как в этом может не быть необходимости: в кодексе установлено, что осужденные отбывают наказание, как правило, по месту постоянного их проживания. Иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться при отбывании наказания их родным языком или языком, которым они владеют. В этих случаях ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом на язык обращения. Перевод обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Закон гарантирует лицам, отбывающим наказания заботу о сохранении его здоровья, его образования и нормальных бытовых условий отбывания наказания.

Осужденным разрешается приобретать по безналичному расчету продукты питания предметы первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не запрещенные к использованию в исправительном учреждении. Они могут оплачивать дополнительные лечебно-профилактические услуги, кроме бесплатного медицинского обслуживания в местах исполнения наказания, получать посылки и отправлять денежные переводы, заключать договоры о страховании со страховыми агентами, а также переводить имеющиеся в исправительном учреждении на их лицевых счетах средства на открываемые ими для этой цели лицевые счета в местных отделениях сбербанка, приобретать сертификаты, облигации внутренних займов, а также другие ценные бумаги, имеющие хождение на территории Российской Федерации.

Договоры о страховании, сберегательные книжки и другие ценные бумаги хранятся в личном деле. Администрация обеспечивает сохранность этих документов и выдает их лицам, отбывающим наказание при освобождении из мест отбывания наказания.

В ч. 3 ст. 12 УИК в развитие международных норм и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 29) установлен запрет проведения с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье.

Право на охрану здоровья, включая получение всех видов медицинской помощи. Она включает в себя первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Право осужденных к лишению свободы на получение пенсии по старости (ч.7 ст.12 УИК), инвалидности и потере кормильца, также в ст. 98 УИК установлено, что привлеченные к труду осужденные подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам .

Право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, обеспечивается всем осужденным, независимо от вида назначенного наказания.

Лица, отбывающие наказания получают питание, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность организма. Нормы питания различны в зависимости от климатических условий и характера выполняемой данными лицами работы.

Беременным женщинам, кормящим матерям, больным и несовершеннолетним создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Осужденные женщины, чьи дети находятся в домах ребенка при исправительных учреждениях имеют право на получение пособия по уходу за ребенком.

В исправительных учреждениях организуются необходимые лечебно-профилактические учреждения, а для лечения и содержания инфекционных больных лиц, отбывающих наказания – исправительные учреждения на правах лечебных.

Администрация исправительных учреждений обеспечивает лечение от алкоголизма и наркотической зависимости во время отбывания наказания. Причем это лечение принудительно назначается судом в соответствии с Уголовным законом.

Как указывалось, осужденные иностранные граждане наравне с гражданами России пользуются закрепленными УИК правами и свободами, а также установленными средствами их защиты. Более того, осужденным иностранным гражданам, отбывающим арест, ограничение свободы или лишение свободы, гарантируется право поддерживать связь со своими дипломатическими и консульскими учреждениями, а при отсутствии в России таковых — с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Она осуществляется путем переписки с указанными учреждениями, направления в их адрес заявлений, предложении и жалоб, предоставления свиданий с дипломатическими и консульскими работниками.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется осужденным в нормах ст. 13 УИК, независимо от того, от кого исходит угроза их безопасности (от других осужденных, персонала и т. д.). В случае возникновения такой угрозы администрация обязана обеспечить безопасность, в том числе путем перевода осужденною в безопасное место. Это могут быть иные исправительные учреждения, исправительные центры или арестные дома либо какое-либо помещение ( камера ) внутри указанных мест отбывания наказания. Одновременно принимаются иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности, выражающиеся в виде привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности лиц, от которых исходит угроза, переводе этих лиц в единые помещения камерного типа либо в тюрьму и т. п.

Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания осужденных в качестве основного права осужденных. В ст. 15 УИК урегулирована реализация указанного права осужденными к лишению свободы, ограничению свободы, аресту и смертной казни. В отношении других категорий осужденных (например, к штрафу, исправительным работам) какой-либо специфики в реализации данного права нет. Закон особо подчеркивает, что осуществление права на свободу совести и соответственно исповедание какой-либо религии либо сохранение атеистических убеждений является добровольным и не может проистекать под чьим-нибудь принуждением.

Надежная правовая и социальная защита осужденных способствует процессу исправления воздействия на осужденных, является важным условием эффективности уголовного наказания.

Придавая особое значение закреплению указанных выше основных прав осужденных, законодатель, тем не менее, устанавливает определенные порядок и пределы их реализации, которые заключаются в том, что они не должны нарушать порядок и условия отбывания наказания и ущемлять права и законные интересы других лиц.

6. Дисциплинарная, уголовная и материальная ответственность лиц, отбывающих наказания

Лица, отбывающие наказания могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности на основаниях и в соответствии с законом.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность лица, отбывающего наказание отвечать за неисполнение специальных обязанностей, вытекающих из требований режима учреждения, исполняющих наказания. Эта ответственность реализуется в форме применения особых мер принуждения – дисциплинарных взысканий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (например, запрещение в свободное время выходить за пределы общежития в определенное время суток на срок до одного месяца).

Осужденные к такой мере, как арест, могут быть выдворены в карцер на срок до десяти суток.

Уголовная ответственность представляет собой обязанность лица, отбывающего наказание отвечать перед законом за совершенное им преступление, обязанность понести уголовное наказание за это преступление. Эта ответственность не предусматривает каких-либо принципиальных отличий в основаниях и в порядке уголовной ответственности осужденных лиц, совершивших новые преступления в исправительных учреждениях.

Однако совершение преступлений лицами уже отбывающими наказание за совершение преступлений свидетельствует, как правило, о большой общественной опасности этих лиц. Отсюда и определенное ужесточение ответственности осужденных за преступления, совершенные в исправительных учреждениях. Так, при назначении наказания за преступление, совершенное в местах отбывания наказания применяется только принцип сложения, т.е. к наказанию, назначенному по последнему приговору, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

В уголовном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за специфические общественно опасные деяния, которые могут быть совершены только в связи с отбыванием наказания. Это побег из мест лишения свободы (ст. 313 УК РФ), это уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ), это дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321 УК РФ).

Материальная ответственность представляет собой обязанность возместить причиненный материальный ущерб. За ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, материальная ответственность устанавливается в размерах, предусмотренных законодательством о труде; за материальный ущерб, причиненный иными действиями, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

Материальный ущерб может быть прямым, то есть таким, когда происходит утрата или повреждение имущества, а может выразиться в неполучении ожидающихся доходов или в непредвидимых расходах. Осужденные несут ответственность только за прямой ущерб, нанесенный государству.

Взыскание материального ущерба, причиненного лицами, отбывающими наказания производится по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, которое объявляется осужденному под расписку. Это постановление может быть обжалованно, но жалоба не приостанавливает исполнение постановления. Неправильно взысканные суммы возвращаются осужденному и зачисляются на лицевой счет.

Если ущерб полностью невозмещен до освобождения осужденного, оставшаяся часть взыскивается по решению суда в общем порядке.

В исправительных учреждениях встречаются случаи, когда осужденные причиняют материальный ущерб государству, а также физическим и юридическим лицам. В этом случае они подвергаются материальной ответственности. Основания такой ответственности не отличаются от действующих в отношении свободных граждан: за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, они отвечают в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, а за ущерб, причиненный иными действиями, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Особенностью является то, что осужденный обязан возместить ущерб, причиненный исправительному учреждению, а также дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега или его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.

При причинении ущерба во время исполнения трудовых обязанностей, осужденные в соответствии с законодательством о труде, как правило, несут ограниченную материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка. Но в отдельных случаях на них может быть возложена полная материальная ответственность, например тогда, когда ущерб причинен преступными действиями, установленными приговором суда, либо когда ущерб причинен осужденным не при исполнении трудовых обязанностей, или когда ущерб причинен недостачей; умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлений, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды 1/иных предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией/осужденному в пользование и др.

В том случае, когда материальный ущерб нанесен при совершении преступления во время отбывания наказания, к виновному может быть предъявлен гражданский иск (ст. 29 УПК РФ), который рассматривается вместе с уголовным делом, в остальных случаях иск предъявляется в порядке гражданского судопроизводства.

7. Значение изучения личности осужденных

Одной из важнейших задач наказания является исправление осужденного, что невозможно без изучения его личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы.

Изучение личности осужденного помогает решить целый ряд практически важных вопросов функционирования мест лишения свободы — комплектования бригад и отрядов, формирования самодеятельных организации, общеобразовательных и профессионально-технических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденных из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению, к замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания или к помилованию, правильно применять амнистию.

Из сказанного видно, что почти вся деятельность исправительного учреждения так или иначе связана с изучением личности осужденного.

Обязанность изучения личности осужденных закреплена в законе. Часть 4 ст. 109 УИК РФ устанавливает, что “воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений”.

Процесс изучения личности осужденных представляет значительную сложность и потому, что обстоятельства и признаки, характеризующие личность, весьма многочисленны. Это ставит вопрос об их классификации.

Все признаки личности осужденного можно сгруппировать и выделить социально-демографическую, уголовно-правовую и уголовно-исполнительную характеристики.

Социально-демографическая характеристика личности включает свойства и особенности, присущие осужденным как биологическим особям и гражданам государства. Хотя для лиц, совершивших преступления, характерны определенные особенности, касающиеся социально-демографических признаков (например, более молодой возраст, низкий процент лиц, имеющих высшее образование, значительно более высокий процент не имеющих семьи и т.п.), все же все социально-демографические признаки граждане имеют, независимо от их законопослушности.

Путем сравнения данных об осужденных со сведениями, характеризующими население, можно установить, представители каких категорий населения чаще совершают преступления. Сравнение данных об осужденных в целом и отбывающих те или иные виды наказания дает возможность судить о карательной политике судов в отношении разных категорий преступников.

Уголовно-правовая характеристика осужденных также имеет большое значение. Всякое действие, совершенное человеком, в большей или меньшей степени несет на себе отпечаток его личности. Это в особенной мере касается преступления. Изучение осужденных показывает, что лица, совершившие разные по характеру преступления, существенно отличаются по своему морально-психологическому облику, степени и характеру социально-нравственной запущенности.

Изучение сведений, касающихся преступной деятельности осужденного, имеет важное значение для организации всего исправительного процесса, в частности, воспитательной работы, труда, режима, особенно профилактики преступлений.

К числу этих сведений должны быть отнесены данные о квалификации совершенного преступления и назначенном сроке наказания, о возможности условно-досрочного освобождения, роли данного лица в преступлении. Важно знать, насколько он был активен в реализации преступного замысла, играл роль организатора или был второстепенным участником, совершил ли преступление при рецидиве, особо опасном рецидиве.

Уголовно-исполнительная характеристика осужденных касается отбывания осужденными наказания. Изучая осужденного на протяжении значительного времени, администрация исправительного учреждения реально видит, какие изменения происходят под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств воздействия оказываются наиболее эффективными.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) наказания.

2. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления.

3. В чем отличие исправительного воздействия от обычного воспитания?

4. Понятие применения к осужденным средств исправления.

5. Какие средства исправительного воздействия, применяются к лицам, отбывающих наказания.

6. Что является основанием для применения к осужденным исправительного воздействия?

7. Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказание.

8. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, их основные права и обязанности.

9. Назовите основные виды правового статуса личности.

10. Закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в законодательстве.

11. Назовите основные виды законных интересов осужденных.

12. Основные обязанности отбывающих наказания. Дайте определение понятия "юридическая обязанность".

13. Законодательное закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания.

14. Характеристика общих прав и обязанностей осужденных.

15. Что является источником ограничения правового статуса осужденных?

16. Назовите основные обязанности осужденных.

17. Назовите основные права осужденных.

18. Виды ответственности осужденных.

19. Что входит в дисциплинарную ответственность?

20. Что представляет собой уголовная ответственность?

21. Что представляет собой материальная ответственность?

22. Что входит в понятие материальный ущерб и его виды?

23. В чем сущность изучения личности осужденного?

24. Характеристика признаков личности осужденных (уголовно-исполнительная, уголовно-правовая и социально-демографическая характеристика).

25. В чем заключается социально-демографическая характеристика личности?

26. В чем заключается уголовно-правовая характеристика личности?

27. В чем заключается уголовно-исполнительная характеристика личности?