Назад Вперед
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
О Проекте Структура Курса

ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МУЛЬТИМЕДИА-РЕСУРСЫ ДЛЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Образовательные мультимедиа-ресурсы

Электронные мультимедиа издания и ресурсы, используемые в обучении школьников. Классификация мультимедиа-ресурсов и их компонент

Упростить знакомство с электронными мультимедиа-ресурсами, используемыми в обучении школьников, может изучение их классификации. В основе такой классификации могут лежать разные критерии.
     Так, в частности, можно учитывать, что внедрение мультимедиа-ресурсов в учебный процесс школы происходит в соответствии с двумя основными направлениями.
     Образовательные мультимедиа-ресурсы, внедряемые согласно первому направлению, включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний школьников.
     Второе направление внедрения мультимедиа-ресурсов представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения информационных источников в отдельных школьных дисциплинах.
     В данном случае речь идет о том, что основой для создания, описания, классификации и применения мультимедиа-ресурсов должны выступать психологический принцип деятельности и психологический принцип "выращивания".
     Согласно первому принципу, развитие учащегося основывается на активном присвоении им с помощью учителя общественно-исторических способов деятельности или средств общения. Обучение при этом выступает как организация условий присвоения школьниками тех или иных форм общения и деятельности. В ходе реализации этого принципа возможно внедрение мультимедиа-ресурсов как по первому, так и по второму направлению.
     Согласно второму принципу, признается двойственный характер педагогического воздействия. С одной стороны, реализуя социальный заказ, учитель управляет становлением личности, с другой - управление осуществляется на основе сознательного учета педагогом индивидуальных качеств учеников. "Выращивание" личности школьника происходит в условиях организации самоопределения последнего, при максимальном осознании характера усваиваемой деятельности (только в этом случае он считает ее "своей"). Когда изменение учащегося в целом остается субъективно самоизменением, учитель может лишь способствовать желаемому изменению, создавая через общение с ним "естественные условия". При этом знания "отдаются" ученику под сформированную в процессе предыдущего учебного общения потребность. Внедрение мультимедиа-ресурсов в ходе реализации этого принципа осуществляется по вышеописанному второму направлению.
     Указанные принципы наиболее адекватно и полно отражены в личностно-ориентированной модели обучения. Ее цель - содействовать развитию обучаемого как личности, сформировать у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого, что порождает специфические потребности системы образования в информационных источниках.
     Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые могут быть основаны на использовании мультимедиа-технологий, являются:

(Посмотреть флеш-анимацию)
  • информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы,
  • прикладные мультимедиа-энциклопедии,
  • мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков школьников,
  • электронные тренажеры,
  • мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования,
  • мультимедиа-средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
  • автоматизированные обучающие системы,
  • электронные мультимедиа-учебники,
  • экспертные обучающие системы,
  • интеллектуальные обучающие системы.

Это перечисление задает описание основных групп всех возможных мультимедиа-ресурсов. При этом каждый из возможных стандартных видов мультимедиа-ресурсов попадает под одно из нижеследующих описаний.
     Информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы предназначены для ввода, хранения, поиска и предъявления информации учителям, школьникам и родителям. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск мультимедиа-информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки мультимедиа-информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе школы для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность в специализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы школьников с целью поиска и анализа необходимой информации.
     Из понятия информационно-поисковой системы непосредственно вытекает более современное и распространенное в связи с расширением телекоммуникационных систем и порталов понятие прикладной мультимедиа-энциклопедии, представляющей собой совокупность учебных информационных модулей вместе с соответствующей системой управления. Прикладные мультимедиа-энциклопедии порождают одну из наиболее распространенных форм для разработки образовательных мультимедиа-ресурсов.
     Прикладная мультимедиа-энциклопедия может соответствовать как одной школьной дисциплине, так и группе дисциплин. В этом случае учебный модуль может быть посвящен определенной теме или понятию, рассматриваемым в учебных дисциплинах. Так, например, модуль может содержать материал, соответствующий содержанию только одного параграфа традиционного школьного учебника или описывать понятие, используемое при обучении сразу нескольким дисциплинам общеобразовательной подготовки.
     Современная вариативная система обучения испытывает потребность в мультимедиа-энциклопедиях, предусматривающих для каждой темы или понятия несколько альтернативных модулей в целях обеспечения возможности адаптации к различным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией на различные группы учителей или учащихся, методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на различные примеры и т.п.
     Совершенствование энциклопедии заключается в разработке и добавлении новых модулей, в корректировке или устранении устаревшего материала, развитии системы управления. При этом совершенствование возможно не только заранее определенным кругом авторов или специалистов в данной предметной области, но и рядовыми учителями, создающими свои версии мультимедиа-ресурсов. На практике подобное расширение энциклопедий происходит локально на компьютерах конкретных педагогов и школьников или непосредственно на месте публикации энциклопедии с помощью телекоммуникационных средств.
     Система управления прикладной мультимедиа-энциклопедии выполняет такие функции, как управление версиями информационного мультимедиа-ресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, замена терминов синонимами и обозначений величин рекомендуемыми символами для единообразия именования понятий в пределах версии одного ресурса, регистрация модулей, обеспечение интерфейса на языке, близком к естественному, и др.
     Основой для создания и классифицирования прикладной электронной энциклопедии является структурирование знаний, выделение понятий предметной области и отношений между ними. Все это лежит в основе построения системы управления структурированными знаниями энциклопедии и используется для унификации интерфейсов модулей при разработке версий данного мультимедиа-ресурса.
     Мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний школьников достаточно широко представлены в телекоммуникационных средах и нашли обширное применение в общем среднем образовании ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме школьной программы. Как правило, задачей школьника является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов.
     Потребность системы школьного образования в таких мультимедиа-ресурсах обусловлена необходимостью разгрузить учителей от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Это особенно актуально в условиях массовой школьной подготовки и необходимостью соотнесения результатов обучения с требованиями государственных образовательных стандартов.
     Многократный и более частый контроль знаний, в том числе и самоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
     Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие мультимедиа-ресурсы требуются в учебном процессе для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий, когда использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
     Мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования также можно рассматривать в качестве образовательных мультимедиа-ресурсов, благодаря тому, что они позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом, предоставить в распоряжение школьника и педагога дополнительные информационные данные. В одних случаях с помощью подобных ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Система общего среднего образования испытывает потребность в оперативном доступе к таким мультимедиа-ресурсам в целях сокращения затрат на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижения уровня безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим мультимедиа-средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.
     Автоматизированные обучающие системы, как правило, представляют собой обучающие мультимедиа-ресурсы сравнительно небольшого объема. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают знакомство школьников с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.
     Электронные мультимедиа-учебники наряду с мультимедиа-энциклопедиями являются основными образовательными мультимедиа-ресурсами. ЭУ создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта общего среднего образования. Кроме этого, мультимедиа-учебники должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи.
     Практика работы школ свидетельствует, что использование в учебном процессе электронных копий традиционных "бумажных" учебников не приводит к повышению эффективности обучения, а, наоборот, иногда является существенным негативным фактором по отношению к использованию обычных печатных изданий. В связи с этим одним из основных требований к мультимедиа-учебникам, выдвигаемых с учетом потребностей учебного процесса, является то, что редукция такого учебника к "бумажному" варианту (распечатка содержания) всегда должна приводить к потере специфических дидактических свойств, присущих мультимедиа-учебнику.
     Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие мультимедиа-ресурсы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач и способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого, а также решение задач из определенной предметной области школьного обучения. При этом экспертные обучающие системы, основанные на технологиях мультимедиа, обеспечивают пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с подобными системами не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения школьников, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с экспертными обучающими системами школьникам не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи.
     Интеллектуальные обучающие системы относятся к образовательным мультимедиа-ресурсам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. Такие ресурсы могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному.
     Современная система общего среднего образования испытывает потребность в интеллектуальных обучающих системах, в ходе учебного диалога с которыми могли бы обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В таких системах на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) должно осуществляться рефлексивное управление обучением. Мультимедиа-ресурсы должны совершенствовать стратегию обучения, по мере накопления данных. Отличительным признаком интеллектуальных обучающих систем является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

3.2. Интерактивность и моделирование

Интерактивность. Диалог мультимедиа-ресурса с пользователем. Особенности организации диалога. Информационное моделирование. Мультимедийные модели, используемые в обучении

Современные образовательные мультимедиа-ресурсы, используемые в обучении школьников, не замыкаются на простом изложении материала. Все они, как правило, взаимодействуют с учеником - задают ему вопросы, предлагают участвовать в ходе событий, происходящих на экране компьютера, выбирать траекторию изучения материала. Происходит диалог ученика и компьютера. Наличие подобных свойств у мультимедиа-ресурса принято называть интерактивностью.
     Более точно определим интерактивность чуть позже, а пока рассмотрим подробнее свойства диалога, который может возникнуть у школьника или учителя с компьютером и работающим на нем интерактивным мультимедиа-ресурсом.
     Следует учитывать, что взаимодействие обучаемого с любым мультимедиа-ресурсом не является диалогом в полном смысле этого слова. Согласно одного из существующих определений, диалог - это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более людей, находящихся во взаимодействии и общении по поводу определенного или неизвестного в тех или иных деталях содержания. В связи с этим, процесс общения школьника или учителя с мультимедиа-ресурсом, во многом пересекающийся с общением человека с человеком, также принято называть диалогом.
     По мнению некоторых педагогов никакого действительного диалога с компьютером, а точнее, с массивом формализованной мультимедиа-информации, быть принципиально не может. То, что называют "диалоговым режимом" с дидактической точки зрения представляет собой лишь варьирование либо последовательности, либо объема выдаваемой мультимедиа-информации. Этими процедурами, пожалуй, и исчерпываются возможности оперирования готовой, фиксированной в памяти машинной разнотипной информацией.
     Диалог - это реализованное в педагогическом общении объективное диалектическое противоречие предмета, а противоречие даже самая современная машина освоить никак не может, она к этому принципиально не приспособлена. Введение противоречивой информации она оценивает на неудовлетворительно.
     Это означает, что современные образовательные мультимедиа-ресурсы не обеспечивают процессов творчества даже в том случае, когда они осуществляют учебное имитационное моделирование, задают режим "интеллектуальной игры", несмотря на то, что именно в этой форме обучения применение компьютеров и мультимедиа наиболее перспективно. Подобные ресурсы помогают учителям создать такую обучающую среду, которая не предопределяет формирование мышления школьников, а способствует такому формированию.
     В процессе работы ученика с мультимедиа-ресурсом изменяется и личностная регуляция мыслительной деятельности: повышается роль защитных механизмов личности, субъективный уровень достижимости цели, перестраиваются механизмы контроля деятельности, трансформируется мотивация. Воздействие на мотивационную сферу позволяет управлять целеобразованием. Можно предположить, что возникает новая форма общения между участниками образовательного процесса, опосредствованная использованием в образовании новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий.
     Интерактивность мультимедиа-ресурсов, применяемых в системе образования, означает, что ученику предоставляется возможность активного взаимодействия с такими средствами.

     Следует отметить, что под диалогом чаще всего подразумевается такой обмен информацией, в котором участвуют две стороны. В науке встречается более широкое понимание диалога, причем основным его признаком считается не обмен речевыми сообщениями собеседников, а наличие нескольких позиций.
     Оптимальным при работе с образовательными мультимедиа-ресурсами можно считать единый уровень взаимодействия, соответствующий диалогу учителя с одним школьником.
     К основным психологическим факторам, характеризующим диалог, можно отнести:

  • общепсихологические принципы построения диалога,
  • организацию процесса общения,
  • лингвистические аспекты (выбор языка общения, построение текста сообщения, его форма, размер и т.п.),
  • модальность общения (тип предъявления информации и ответов обучаемых),
  • содержательные аспекты общения.

    В случае использования корректных подходов к созданию мультимедиа-ресурсов, ими моделируется не просто общение, а педагогическое общение, при котором создаются условия для развития мотивации и правильного формирования личности школьника, обеспечивается благоприятный эмоциональный климат обучения в школе.
         Наряду с этим важной предпосылкой эффективного диалога между школьником и мультимедиа-ресурсом является соблюдение социальной дистанции. Как известно, сокращение этой дистанции, обычно выражающейся в фамильярном обращении с собеседником, в условиях обучения приводит к утрате авторитета педагога. В практике информатизированного обучения этот недостаток выражается в обращении "на ты", в злоупотреблении юмором, в результате чего у обучаемых может возникнуть желание поставить обучающее средство в тупик. Такое же стремление появляется у учащихся и в тех случаях, когда социальная дистанция неоправданно велика, когда реплики компьютера даются в категоричной форме, задевающей самолюбие обучаемых.
         Наибольшее значение должна иметь педагогическая направленность диалога, то есть направленность на достижение учебных целей. Другим существенным требованием, предъявляемым к диалогу между обучаемым и мультимедиа-средством, должно быть требование простоты и минимальности времени ввода ответа. Необходимо так построить диалог, чтобы обучаемые думали о содержании своего ответа, а не о том, как ввести его в компьютер.
         Для обеспечения гибкости и ясности диалога обучающегося с мультимедиа-ресурсом необходима рациональная организация пользовательского интерфейса.
         Таким образом, диалог являются существенной составляющей интерактивности, разговор о которой было начат в начале подраздела.
         Различают три основных типа интерактивности, используемых образовательными мультимедиа-средствами:

    • реактивное взаимодействие: учащиеся проявляют ответную реакцию на представляемые им ситуации. Последовательность заданий жестко фиксирована и возможности управления мультимедиа-программой незначительны;
    • активное взаимодействие: учащиеся контролируют мультимедиа-ресурс. Школьники сами решают, в каком порядке выполнять задания, и по какому пути изучения материала следовать в рамках работы с мультимедиа- средством;
    • двустороннее взаимодействие: обучаемые и мультимедиа-ресурсы способны взаимно адаптироваться друг к другу.
          (Посмотреть флеш-анимацию)

    Интерактивность мультимедиа-средств подразумевает широкий круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны учителей и школьников, в числе которых:

    • манипулирование экранными объектами;
    • линейная навигация - скроллинг в рамках экрана;
    • иерархическая навигация - выбор содержательных подразделов с помощью иерархически организованной системы меню;
    • функция интерактивной справки, вызываемая специальными кнопками на панели навигации. Наиболее эффективна контекстно-зависимая справка;
    • взаимодействие с пользователем, когда средство обладает возможностью ответа на запросы и действия учителей или учеников;
    • конструктивное взаимодействие, когда мультимедиа-ресурс предоставляет возможность создания или конфигурирования экранных объектов;
    • рефлективное взаимодействие, когда мультимедиа-ресурс учитывает действия пользователя для последующего анализа (например, для того чтобы на основе этой информации рекомендовать школьнику оптимальную последовательность изучения материала), выбор между "экспертным" или "ознакомительным" вариантом изучения;
    • симулятивная интерактивность в том случае, когда экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их "поведение" (симулирующее реальное функционирование технических устройств, социальные процессы, и т.п.);
    • неуглубленная контекстная интерактивность, благодаря которой учащийся вовлекается в различные виды деятельности, имеющие неявное дидактическое значение. Этот тип интерактивности используется во многочисленных развлекательно-обучающих мультимедийных программах и в различных мультимедиа-играх для школьников;
    • углубленная контекстная интерактивность, сводимая к специфике функционирования систем виртуальной реальности, в которых ученики и учителя погружается в симулируемый трехмерный мир.

    С понятием интерактивности тесно связано понятие моделирования. Многие мультимедиа-ресурсы являются моделирующими.
         Моделирующие мультимедиа-ресурсы позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом, предоставить в распоряжение школьника и педагога дополнительные информационные данные. В одних случаях с помощью подобных ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. К моделирующим мультимедиа-средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами.
         Говоря о компьютерном моделировании, необходимо отметить, что в настоящее время при внедрении мультимедиа-технологий в учебный процесс следует акцентировать внимание на создании обобщенных информационных моделей целых классов технических объектов (тогда то или иное реальное техническое устройство сбудет восприниматься как частная реализация) и на создании всевозможных имитационных лабораторных моделей, тренажеров, в том числе, и виртуальных моделей.
         Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на технологии математического моделирования, компьютерные мультимедиа-модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для интерактивного выяснения степени влияния тех или иных параметров на моделируемую ситуацию. Данное свойство позволяет использовать модели в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Современные мультимедиа-средства позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

    3.3. Качество образовательных мультимедиа-ресурсов

    Система требований, предъявляемых к качеству мультимедиа-ресурсов, используемых для обучения школьников

    Система общего среднего образования испытывает существенную потребность в качественных мультимедиа-ресурсах, которые на практике позволили бы:

    • организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
    • применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
    • привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипермедиа систем;
    • объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
    • управлять учебной деятельностью школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
    • создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
    • оперативно обеспечить учителей, учеников и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию общего среднего образования;
    • создать основу для постоянного и оперативного общения учителей, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

    Все, без исключения, мультимедиа-ресурсы, используемые в системе общего среднего образования, должны удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса школы и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены стандартные дидактические требования к мультимедиа-ресурсам.
         Требование обеспечения научности обучения с использованием мультимедиа-ресурсов означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ресурсом с учетом последних научных достижений. В соответствии с потребностями системы общего среднего образования процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедиа-ресурсов должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.
         Требование обеспечения доступности обучения, осуществляемого с использованием мультимедиа-ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
         Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда школьник сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью мультимедиа-ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
         Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае использования мультимедиа-ресурсов должно реализовываться на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.
         Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедиа-средствами самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе функционирования и использования мультимедиа-ресурсов должен лежать деятельностный подход. Поэтому в соответствующих ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности обучаемого. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения подсистемы мультимедиа-ресурсов должны генерировать учебные ситуации, формулировать вопросы, предоставлять школьнику возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.
         Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедиа-ресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке. Для этого необходимы:

    • предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;
    • учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при формировании и представлении каждой порции учебной информации;
    • учет межпредметных связей изучаемого материала;
    • дидактически обоснованная последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий;
    • организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;
    • обеспечение связи информации, предъявляемой мультимедиа-ресурсом, с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

    Требование обеспечения единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения при использовании мультимедиа-ресурсов.
         Требование обеспечения содержательной и функциональной валидности контрольно-измерительных подсистем мультимедиа-ресурсов. Потребности системы обучения накладывают на такие ресурсы требования обеспечения соответствия контрольно-измерительного материала содержанию учебного материала (содержательная валидность) и оцениваемому уровню деятельности школьников (функциональная валидность).
         Требование обеспечения надежности в использовании контрольно-измерительных подсистем мультимедиа-ресурсов определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов. Требование отвечает потребностям системы общего среднего образования в обеспечении устойчивости результатов многократного измерения или контроля результативности обучения одного и того же школьника.
         Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к мультимедиа-ресурсам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к мультимедиа-ресурсам должны предъявляться специфические дидактические требования, обусловленные существующими потребностями системы обучения в школе и использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании мультимедиа-ресурсов.
         Требование адаптивности подразумевает приспособляемость образовательных мультимедиа-ресурсов к индивидуальным возможностям школьника. Требование означает приспособление, адаптацию процесса обучения с использованием мультимедиа-ресурсов к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Целесообразно различать три уровня адаптации ресурсов. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы мультимедиа-ресурса стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего количества школьников.
         Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие школьника с образовательными мультимедиа-ресурсами. Такие средства должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция мультимедиа-ресурсов на действие учителей и школьников. Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия учащегося, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.
         Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с мультимедиа-ресурсами отвечает потребностям системы общего среднего образования к формированию у школьников стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).
         Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в мультимедиа-ресурсах.
         Требование обеспечения формируемости и уникальности заданий в контрольно-измерительных подсистемах мультимедиа-ресурсов. Согласно этого требования задания, предъявляемые школьникам, не должны полностью существовать до начала измерений или контроля и должны формироваться случайным образом в момент работы обучаемого с мультимедиа-ресурсами. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования в обеспечении объективности и адекватности педагогических измерений.
         Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием мультимедиа-ресурсов означает, что такие ресурсы должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой.
         С дидактическими требованиями к мультимедиа-ресурсам тесно связаны методические требования. Методические требования предполагают учет потребностей обучения конкретной школьной дисциплине, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации и методологии реализации образовательной деятельности.
         Мультимедиа-ресурсы должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.
         В связи с многообразием реальных технических систем и устройств, а также в связи со сложностью их функционирования предъявление учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления школьников.
         Мультимедиа-ресурсы должны обеспечить отражение системы научных понятий школьной дисциплины в виде иерархической структуры, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий. Подобный подход способствует удовлетворению потребности систем обучения в эффективных методах изложения учебного материала за счет возможности последовательного обхода иерархической структуры и объяснения научных понятий образовательной области.
         Образовательные мультимедиа-ресурсы должны предоставлять школьникам возможность выполнения контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.
         Наряду с учетом дидактических требований к разработке и использованию мультимедиа-ресурсов необходимо соблюдение комплекса психологических требований, влияющих на эффективность обучения в школе. Нижеследующие психологические требования относятся к числу требований, предъявляемых ко всем без исключения мультимедиа-ресурсам.
         Представление учебного материала в мультимедиа-ресурсах должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса. Мультимедиа-ресурсы должны создаваться и функционировать с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти).
         Изложение учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов должно быть ориентировано на тезаурус и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента и специфики подготовки обучаемых. Мультимедиа-ресурсы должны создаваться и функционировать с учетом системы знаний школьников и знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту обучаемых, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.
         Использование мультимедиа-ресурсов должно быть направлено на развитие у школьников как образного, так и логического мышления.
         Эргономические требования к мультимедиа-ресурсам строятся с учетом возрастных особенностей школьников, обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению, устанавливают требования к изображению информации и режимам работы мультимедиа-ресурсов. Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к ученику, организации в мультимедиа-ресурсах дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы, что позволит избежать отрицательного воздействия на психику, создаст благожелательную атмосферу на уроках в школе.
         Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые к разработке и использованию мультимедиа-ресурсов, соответствуют гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы школьников с компьютерной техникой. Мультимедиа-ресурсы должны быть разработаны и использованы таким образом, чтобы время работы обучаемого с ресурсом не превышало санитарные нормы работы с соответствующей компьютерной техникой. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части мультимедиа-информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).
         По мере проникновения мультимедиа-ресурсов в учебный процесс школы в системе общего среднего образования возрастает потребность в качественной документации, сопровождающей мультимедиа-ресурсы. Требования к оформлению документации на мультимедиа-ресурсы обосновывают необходимость проверки корректности, полноты и подробности оформления методических указаний и инструкций для пользователей.
         Создание и использование мультимедиа-ресурсов должно сопровождаться соответствующим документированием с целью обеспечения интерфейса между разработчиками, заказчиками, учителями и школьниками, а также для обеспечения возможности освоения и совершенствования функций мультимедиа-ресурса. Документация к ресурсам должна быть полной и обеспечивать неснижаемую эффективность их использования в обучении школьников.
         Документация к мультимедиа-ресурсам должна способствовать мобильности, повторному использованию и переиспользованию их компонентов.

    Вопросы для самопроверки

    1. Перечислите и опишите основные мультимедиа-ресурсы образовательного назначения.
         2. Что такое диалог? В чем специфика диалога человека с компьютером?
         3. Каким принципам подчиняется диалог образовательного мультимедиа-ресурса с педагогами и учащимися?
         4. Перечислите и опишите известные вам типы интерактивности мультимедиа-средств.
         5. Какими возможностями обладают интерактивные образовательные мультимедиа-ресурсы?
         6. Что такое компьютерное моделирование? Какими возможностями обладают моделирующие образовательные мультимедиа-ресурсы?
         7. Почему большинство учебных компьютерных моделей не является универсальными?
         8. В каких мультимедиа-ресурсах испытывает потребность современная система образования?
         9. Перечислите и опишите основные требования, предъявляемые к мультимедиа-ресурсам, используемым в образовании.
         10. Какие критерии, по вашему мнению, можно использовать для классификации требований, предъявляемых к образовательным мультимедиа-ресурсам?
         11. Какие требования, на ваш взгляд, не вошли в содержание настоящего электронного издания? Что еще необходимо требовать, говоря о качестве мультимедиа-ресурсов, используемых в общем среднем образовании?

  • Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006