Назад Вперед
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
О Проекте Структура Курса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
"ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ"

ВВЕДНИЕ

Тема 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
     1.1. Виды электронных средств обучения. Электронные средства обучения. Образовательные электронные издания и ресурсы. Классификация электронных средств обучения
     1.2. Преимущества использования электронных средств в обучении. Информатизация образования. Средства информатизации образования. Преимущества и недостатки использования электронных изданий и ресурсов в подготовке школьников

Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
     2.1. Необходимость обучения учителей разработке электронных ресурсов. Факторы, свидетельствующие об актуальности знакомства педагогов с технологиями создания электронных средств обучения. Примерное содержание подготовки учителей
     2.2. Требования, предъявляемые к учителям, разрабатывающим и использующим электронные средства обучения. Традиционные требования, предъявляемые к педагогам. Требования, связанные с использованием современных информационных технологий и образовательных электронных ресурсов

Тема 3. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
     3.1. Основные технологии и принципы разработки электронных средств обучения. Основные компоненты электронных средств обучения, значимые для разработки. Проектирование средств обучения. Разработка с использованием компьютера. Принципы, которых следует придерживаться при разработке электронных средств обучения
     3.2. Создание наглядных средств обучения. Общие подходы к повышению наглядности электронных изданий и ресурсов. Разработка и использование иллюстраций, таблиц и схем. Повышение наглядности за счет использования анимации, видеофрагментов и звука

Тема 4. ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИМЕДИА И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВ
     4.1. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Мультимедиа - многозначное понятие. Особенности использования информации разных типов в обучении школьников. Виды мультимедиа-технологий
     4.2. Гипертекст и гипермедиа как основные технологии создания современных электронных изданий и ресурсов. Понятие гипертекста и гипермедиа. Подходы к структуризации и оформлению учебного материала
     4.3. Инструментальные средства и языки для создания мультимедиа и гипермедиа. Компьютерные программы и оболочки, используемые для разработки гипермедиа средств обучения. Языки гипертекстовой разметки
     4.4. Создание средств измерения и контроля результативности обучения. Контроль и измерение результативности обучения как одна из функций электронных средств обучения. Особенности измерительных материалов, создаваемых для образовательных электронных ресурсов

Тема 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
     5.1 Технические характеристики электронных средств обучения. Аппаратно-программная платформа и телекоммуникационные технологии, используемые при создании электронных средств обучения. Надежность, ресурсоемкость, производительность, информационная совместимость, информационная безопасность и сопровождаемость электронных средств обучения. Использование интеллектуальной собственности при создании образовательных электронных ресурсов
     5.2 Психолого-педагогические требования к электронным средствам обучения. Дидактические, методические и психологические требования, предъявляемые к электронным средствам обучения
     5.3 Функциональные характеристики электронных средств обучения. Создание электронных ресурсов, способных обеспечивать функции, удовлетворяющие потребностям педагогов и учащихся. Функциональные компоненты электронных средств обучения
     5.4. Соблюдение требований эргономики при разработке электронных средств обучения. Дизайн-эргономические и эстетические требования. Требования охраны здоровья учащихся и учителей. Требования к оформлению сопроводительной документации

Тема 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, СОЗДАЮЩИМ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
     6.1 Общие и частные рекомендации для разработчиков электронных средств обучения. Рекомендации по эффективному использованию технологий создания электронных средств обучения. Содержательные, технологические и эргономические рекомендации
     6.2. Достижения психологии и технологии создания электронных средств обучения. Пользовательский интерфейс. Диалог как основа построения пользовательского интерфейса электронных средств обучения. Учет психологических факторов при разработке электронных изданий и ресурсов

Тема 7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
     7.1. Отбор и формирование содержания для средства обучения. Выделение образовательной области. Смыслообразующая иерархическая система понятий. Выявление межпонятийных связей.
     7.2. Компоновка учебного материала при создании электронного средства обучения. Выделение компонент в средстве обучения. Создание системы навигации по гипермедиа-материалу. Принципы корректного формирования электронного издания или ресурса.
     7.3. Проектирование интерфейса электронных средств обучения. Рекомендации педагогам по формированию дизайна создаваемых средств обучения. Системный подход к разработке интерфейса.

Тема 8. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
     Коллективная разработка электронных средств обучения. Подходы к разделению труда специалистов. Участие педагога в коллективных разработках. Состав коллектива, создающего образовательные электронные издания и ресурсы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ЛИТЕРАТУРА

Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006